Призвание - как найти себя в профессиональном консультировании?

        Есть люди, которые не могут без неба,- это птицы. Есть люди, которые не могут без
воды,- это рыбы. Есть люди, которые не могут друг без друга,- это люди.

        А. Якубович. Летающие рыбы.

        Как трогательно, красиво и одновременно правдиво звучат эти строчки А. Якубовича. Действительно, нам с самого раннего детства внушают мысль о том, что у каждого в жизни должно быть призвание. А. Круглов так пишет о призвании - "вопрос о призвании – это вопрос о твоей подлинности. Это вопрос именно о том, чем ты являешься на самом деле, независимо от того, как и кому это понравится и что тебе за это дадут. Ибо только твоя верность этому и может составить настоящее счастье; счастье – ведь это даже не то состояние, когда все общепризнанно хорошее "сбылось", а то, когда "сбылся" сам. К чему "призван". Выходит, что выбор призвания – самый важный этап в жизни людей. Принято считать, что личность воплощает своё призвание к тому или иному направлению деятельности в профессии. А как, собственно, понять, к чему ты призван? Что лежит за этим громким словом? И почему, если я чувствую в себе призвание художника или артиста драматического жанра, я непременно должен идти учиться на стоматолога, аргументируя "якобы свой" выбор словами мамы, "что стоматолог - дельная профессия и, кроме того, всегда будет кормить тебя"? К кому нужно прислушиваться в выборе профессии и, в целом, моего, СОБСТВЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ? Как не ошибиться на всю жизнь и через 10 - 15 лет не убегать с "постылой работы", а ежесекундно радоваться когда-то правильно выбранному делу жизни? Как найти себе это дело жизни? И куда вообще разумнее обращаться с такими разрывающими голову вопросами?..

        Проблема определения себя в жизни, профессиональная идентификация, предстаёт перед человеком достаточно часто, как правило - во времена жизненных или возрастных кризисов, первый из них – это подростковый. И, как сказал бы безмерно уважаемый нами З. Фрейд, это не случайно. Возраст 12 - 13 лет, начало пубертата или подросткового периода. Длится этот период до 18 - 19 лет. Характеризуется следующими психологическими проявлениями: наличие косвенного или прямого негативизма по отношению к старшим, стремление к самостоятельности, автономности, желание демонстрировать себя сверстникам и, одновременно, громадная значимость их мнения при очередном выборе, жизненном или личностном.

        Э. Эриксон, видный американский психолог развития, так определяет подростковый период, обозначая его общим понятием "юность" - "данная стадия характеризуется набором активных физиологических изменений (половое созревание, укрепление фигуры, изменение внешности и т.п.); в этот период происходит формирование Эго-идентичности, подросток выбирает между Эго-идентичностью и смешанной идентичностью. В радиусе значимого общения находятся сверстники. Происходит самоопределение и общественный выбор". Ключевыми становятся вопросы типа: "Кто я?", "Чем отличаюсь от других?", "Мои принципы, каковы они?", "Кем я буду?". Характерен самоанализ - всё чаще можно увидеть ребёнка в состоянии задумчивости, некоторой отрешённости от реальности. Личностной задачей в этот период становится формирование определённой линии развития, появляется так называемое ощущение перспективы и в то же время оценка ретроспективы, на основе которых происходит построение краткосрочных жизненных планов.

        Французский психолог - клиницист Ж. Пиаже, известный своими работами в области развития мышления, интеллекта, указывает на идею формирования специфического для пубертата типа мышления - социализированного, отличающегося, прежде всего, направленностью на познание и преобразование себя, а впоследствии и внешнего мира.

        Теперь, в нескольких словах описав психологический портрет подростка, мечущегося между Сциллой и Харибдой при выборе профессии, можем говорить собственно о процессе профессионального консультирования данного контингента клиентов.

        Задача профессионального консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать выбор в условиях современной ситуации. Профессиональное консультирование уходит своими корнями в движение социальных реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Ф. Парсонс. Именно он описал трёхшаговый процесс, в ходе которого клиент узнаёт о себе и о профессиях и затем объединяет и то, и другое в процессе "принятия выверенного решения". Наиболее распространённой формой профессионального консультирования является индивидуальное консультирование, предполагающее взаимодействие одного консультанта и одного клиента. Однако сравнительно недавно появилась всё более усиливающаяся тенденция к использованию других стратегий (тренинги, обучающие мастер- классы, комбинированные образовательные программы и т.п.).

        Психологи, занимающиеся вопросами выбора профессии, указывают на необходимость формирования представлений о самом себе как одной из целей консультирования. Д. Сьюпер называет это Я - концепцией, Холланд - профессиональной идентичностью, Тайлер - профессиональным конструктом. Клиент использует информацию о профессиональных интересах, ценностях, умениях и способностях с целью выработки представлений о наиболее приемлемых вариантах профессий. Затем он подвергает эти варианты проверке путём их непосредственного изучения. Обнаружено, что в профессиональном консультировании довольно успешно применяются стандартизированные процедуры измерения способностей, профессиональных склонностей - это могут быть батареи методик, оценивающих профессиональные интересы, различные перечни ценностей и рабочих умений и др.

        Результаты исследований свидетельствуют о том, что примерно 68% из тех, кто проходил предварительно процедуру профессионального консультирования, занимаются теми видами профессиональной деятельности, которые прогнозировались консультантами. Однако, несмотря на такой высокий результат, в целом характер взаимосвязи между интересами, способностями и выборами профессии всё ещё остаётся неясным, как, в общем- то, многие явления, связанные с личностью человека.

        Возвращаясь к феномену призвания, нам снова хотелось бы отметить, что призвание являет собой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель в образе выбранной профессии. Часто мы можем не слышать голоса своего призвания, и причин этому может быть также очень много. Главная – это, вероятно, инфантилизм. Ведь призвание, как мы уже упоминали, это обостренное чувство ответственности перед собой. А инфантилизм – это и есть привычка к тому, что ответственность за тебя несут другие. Стало быть, другие и решат, чем тебе быть, так, чтобы тебе было хорошо… Интересно, что чувства "непризвания" инфантильные люди как раз бывают очень-таки не лишены – то, что им не подходит, они, чуть попробовав, чувствуют весьма остро, – они не ведают лишь того, что им подходит. Среди других причин (выражаясь высокопарно, но точно): голос призвания заглушается призывными криками – удовольствий; тщеславия, престижа и сребролюбия; а также удачливости. Во всех трех случаях эти голоса вообще не так легко различимы от голоса призвания.

        В заключении нам кажется уместным привести слова В. Кротова о том, что "Призвание – это чувство себя настоящего". В связи с этим, выбор профессии предстаёт как наиболее важный жизненный выбор, попытка отыскать в своей деятельности своё лицо, выбор, требующий особой серьёзности и решительности в осуществлении своего, пусть даже абсолютно не воплотимого в реальность, призвания.

Специалист Столичного центра профориентации Горлова А.П.

назад

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100